X Закрыть
20 ноября, в 19:00
Мелодрама. Автор: Зифа Кадырова
21 ноября, в 19:00
Комедия. Автор: Надежда Птушкина
22 ноября, в 19:00
Комедия. Автор: Айгөл Әхмәтгалиева
23 ноября, в 18:00
Комедия. Автор: Рэй Куни
24 ноября, в 18:00
Мелодрама. Автор: Рабит Батулла
26 ноября, в 19:00
Комедия. Автор: Туфан Миңнуллин
28 ноября, в 19:00
Драма. Автор: Зөлфәт Хәким
29 ноября, в 19:00
Комедия. Автор: Наил Гаетбаев
30 ноября, в 18:00
Драма. Автор: Ягъсуф Шафиков
Наши партнеры

Nchelny.city



Эксперимент



На все 360



Радио «Күңел»



Чаллы-ТВ



Челнинские известия



«Челны-Бройлер»



«Чаллы икмәге» ЯАҖ



Челны ЛТД



ЗАО «Автоградбанк»


МЕДИА
Рашат ФАЙЗЕРАХМАНОВ: «Театр – солнце города»

Кто знает, где живет искусство? Может быть, оно навеки укрыто в тиши античного амфитеатра? До тех пор, пока человек стремится к прекрасному, искусство не может уйти и закутаться в тишину забвения. Человека невозможно насильственно от него отлучить. История показывает: как только он выстраивает город и завод – тут же открывает и театр. За примерами далеко ходить не надо. Взять хотя бы Набережные Челны. В этом году театр 80-летнего города закрыл свой 20-й сезон. О нынешнем положении челнинского татарского драматического театра и о его будущем «Идели» рассказал директор театра Рашат ФАЙЗЕРАХМАНОВ.

ОБ УСПЕХАХ

По сравнению с другими республиканскими театрами челнинский татарский драматический достаточно молод. Двадцать лет для театра – не возраст. Но если сравнить его с человеческим, то двадцатилетний человек уже знает, кто он, где его место в этом мире, он реально оценивает свои возможности, знает свои цели, одним словом, двадцатилетний человек – это уже личность.

Юбилей театра мы встретили большими успехами. Какими? На сегодняшний день на челнинской сцене поставлено более восьмидесяти спектаклей. Это много. Репертуаром город обязан сильной, талантливой творческой группе. Главный режиссер Фаиль Ибрагимов и режиссер Булат Бадриев – это богатство и гордость нашего театра. (К слову, челнинский театр единственный в республике, где работают два режиссера.)

Ни для кого не секрет, что сегодня театры испытывают недостаток драматургического материала. На мой взгляд, труппа и творческое руководство челнинского театра трудностей в этом плане не имеют. Мы гордимся драматур¬гами, живущими в нашем городе. За последние пять лет поставлены несколько произведений журналиста, драматурга, публициста Равиля Сабыра. С его спектаклями уже знакомы и республиканский зритель, и театралы, проживающие за пределами Татарстана. Драму «Хаят», написанную как продолжение одноименного произведения Фатиха Амирхана, пьесы «Горькие плоды папоротника», «Белый танец» успели оценить многие. Особенно хорошо принимают драму «Хаят», до сих пор успешно идущую на сцене.

О ГОРОДЕ

К счастью, кроме нас в Челнах работают и театр кукол, и русский муниципальный драматический театр «Мастеровые». У каждого из нас свой зритель. Сегодня я с уверенностью могу назвать Челны театральным городом. Челны еще достаточно молодой город, ему всего 80 лет. Однако, несмотря на возраст, мы уже можем назвать свой город культурным центром. В будущем у нас обязательно появятся и цирк, и здание современного театра, и другие учреждения культуры. Совсем недавно, к примеру, у нас не было органного зала. Сегодня, благодаря органному залу, жители города могут слушать классические про¬изведения в исполнении артистов с мировыми именами.

О ТРУППЕ

Свой первый сезон во Дворце энергетиков челнинский театр открыл в 1990 году драмой Рабита Батуллы «Кубэлэк булып жанын кайтыр» («Вернется бабочкой душа»). Главный режиссер Фаиль Ибрагимов, пришедший к нам из Мензелинского театра, привел с со¬бой талантливых артистов, которые работают у нас по сей день. Народные артисты Татарстана Инсаф Фахретдинов, Булат Саляхов, Гулюса Гайнутдинова, заслуженные артисты Рафиль Сагдуллин, Гульфия Файзрахманова, Рафик Каюмов воплотили на сцене по сорок, а то и по пятьдесят образов.

Ни один театр не проживет без молодых актеров, без них он попросту перестает дышать. В последние несколько лет в труппу театра влились молодые артисты, которые подпитывают его жизненной энергетикой. А чтобы этот поток не прекращался, мы решили набрать группу в Казанском государственном университете культуры и искусств для работы в челнинском татарском драматическом театре. Думаю, все получится, как мы задумали.

О ЗРИТЕЛЯХ

Не очень-то верю тем, кто говорит: «у нас полные залы, народ к нам ходит»... К боль¬шому сожалению, театры потеряли часть аудитории, это неоспоримый факт. Причину я вижу только в одном: сегодня стало большой проблемой оторвать человека от телевизора и сериалов. Не знаю, как другие театры, но челнинский смог вырастить своего зрителя, за год к нам приходит порядка сорока тысяч человек.

Челны – большой город, его население росло за счет рабочих, собравшихся со всех уголков СССР строить КамАЗ, деревенских жителей, перебравшихся сюда в поисках лучшей доли. Я часто обращаю внимание на то, какой зритель приходит на тот или иной спектакль, из какой он социальной среды. К примеру, на драму «Хаят» ходит городская интеллигенция. На комедии «Таксист-двоеженец» Рэя Куни, «Без бит авыл малае» («Мы парни деревенские») Туфана Миннуллина, «Аты барнын – дэрте бар» («Вечно молодые») Наиля Гаетбаева приходили по большей части сельские жители.

Я и сам деревенский парень, поэтому своих за версту вижу. Не подумайте, что я как-то принижаю их, но сельчане больше любят легкий жанр, веселые произведения. А вот спектакль по пьесе Мансура Гилязова «Бурлак» пользуется большой популярностью у мужчин. Хорошая постановка. Могу точно сказать, многие приходили повторно – на этот раз с женами. А все потому, что мужчины увидели на сцене самих себя. Мужчина сегодня – это тот самый бурлак, и если он не будет тянуть свою лямку изо всех сил, достойной жизни ему не видать... Радует, что в театр стала ходить моло¬дежь, а все потому, что мы заговорили и о злободневных проблемах, о том, что волнует именно молодых.

О ЗДАНИИ ТЕАТРА

Вопрос о здании театра на нашей повестке дня стоит неизменно. Руководство города и республики держат его под своим контролем. К тому же неправильно было бы отстроить театр и успокоиться, любуясь его внешним видом. Сегодня можно возвести театр с золотой парадной лестницей и мраморными стенами, но, если сам он будет пуст, грош цена такому театру. Наш нынешний зал рассчитан всего на двести мест.

К сожалению, сцена не отвечает современным требованиям, мы не можем позволить себе большие декорации и бутафорию. Конечно, хотелось бы поставить «Ромео и Джульетту», «Гамлета» – ведь у театра есть для этого и силы, и талант! Из-за недостатка технических возможностей не приглашаем к себе большие театральные коллективы. К сожалению, пока нельзя сказать, что полумиллионный город может гордиться зданием своего театра. А ведь Челны – это город, достойный большого театра! И его коллектив достоин работать в красивом здании. На се¬годняшний день в нашем репертуаре двадцать шесть спектаклей. Это означает, что нам есть, что сказать нашему зрителю. Как вы знаете, в прежние времена, если в населенном пункте отсутствовал театр, он не мог рассчитывать на получение статуса города.

О ГАСТРОЛЯХ И ПЛАНАХ НА БУДУЩЕЕ

Недавно мы были на гастролях в Казани. С 6 по 11 апреля играли для казанцев свои самые лучшие спектакли. Все они прошли с аншлагами и удостоились оваций. В ближайшее время нас снова ожидают гастроли. Собираемся в Уфимский государственный татарский театр «Hyp». После двинемся в Оренбург. Ближе к осени планируем гастроли в столице Кабардино-Балкарии Нальчике. Там мы будем выступать впервые.

Режиссеры уже составили план работы на следующий сезон, идут репетиции. Булат Бадриев начал работу над комедией Гоголя «Женитьба». Булат Саляхов не только артист, но и драматург. Его произведения игрались и на нашей сцене, и в Мензелинском, Оренбургском театрах. Совсем недавно его комедию «Коту» («Ожидание») отметило жюри конкурса «Новая татарская пьеса». И он сам взялся ставить ее на сцене. К слову, близится юбилей драматурга и артиста, так что эта работа будет подарком не только для зрителей, но и для него самого. У челнинского театра есть свое лицо. Искусство, рожденное им, приобщает челнинского зрителя к культуре, помогает развивать его вкус.

Ландыш АБУДАРОВА,

«Идель», июнь 2011 года.

К списку