X Закрыть
20 ноября, в 19:00
Мелодрама. Автор: Зифа Кадырова
21 ноября, в 19:00
Комедия. Автор: Надежда Птушкина
22 ноября, в 19:00
Комедия. Автор: Айгөл Әхмәтгалиева
23 ноября, в 18:00
Комедия. Автор: Рэй Куни
24 ноября, в 18:00
Мелодрама. Автор: Рабит Батулла
26 ноября, в 19:00
Комедия. Автор: Туфан Миңнуллин
28 ноября, в 19:00
Драма. Автор: Зөлфәт Хәким
29 ноября, в 19:00
Комедия. Автор: Наил Гаетбаев
30 ноября, в 18:00
Драма. Автор: Ягъсуф Шафиков
Наши партнеры

Nchelny.city



Эксперимент



На все 360



Радио «Күңел»



Чаллы-ТВ



Челнинские известия



«Челны-Бройлер»



«Чаллы икмәге» ЯАҖ



Челны ЛТД



ЗАО «Автоградбанк»


МЕДИА
ПОЛВЕКА БЕЗ ПАСПОРТА ИЛИ ГОРЕЧЬ ПЛОДОВ ПАПОРОТНИКА

Как уже сообщала наша газета, в Набережночелнинском татарском драматическом театре состоялась премьера спектакля «Горькие плоды папоротника», поставленного режиссером Фаилем Ибрагимовым по пьесе челнинского драматурга Равиля Сабыра. В первый день показа спектакля в зале было немало журналистов. И это неудивительно, ведь автор пьесы – из нашей профессиональной среды.

Да и сама пьеса основана, как в таких случаях говорят, на реальных событиях. Будучи в командировке в Агрызском районе, Равиль Сабыр познакомился с 86-летним стариком, который более полувека прожил без паспорта, не покидая пределы своей деревни. Так родилась сценическая идея…

Заинтересовавшись этим фактом, один из героев спектакля журналист Айбулат (артист Фанис Сахабутдинов) отправляется к беспаспортному деду в гости. Старик Насыйбулла (артист Рафил Сагдуллин) оказывается большим оригиналом – в будни довольствуется обществом кота Лаврентия (видимо, названным в честь Берия), а во время визитов докучливых односельчан притворяется глухим. Правда, столичный гость его быстро раскусил, чем сразу расположил к себе Насыйбуллу.

Однако, журналист, кажется, также задел самолюбие старика, сравнив его с украинским дезертиром, который, однажды спрятавшись на крыше бани от войны, так всю жизнь и прокуковал на ней. «Нет, я не дезертир…» – начал свою печальную исповедь Насыйбулла. Действительно, трудно назвать уклонистом человека, который сначала по навету соседа попал в сталинские лагеря, затем в числе штрафбатников сражался за Сталинград, после чего под Курском угодил в плен к немцам и, пройдя все круги концлагерей, вновь очутился в сталинских застенках. Враг народа, штрафбатник, американский шпион – и все это о нем, Насыйбулле. Душевный склад этого человека, вплетенность его судьбы в эпохальную картину ХХ века роднят нашего героя с шолоховским Андреем Соколовым из «Судьбы человека». Разница лишь в том, что шолоховский герой с горечью говорил: «Проклятая война», а Насыйбулла с этой же интонацией произносит: «Эх, государство». Подразумевая под этим словом не только Советскую власть, а любую государственную машину, которая ради осуществления великой идеи бросает в раскаленную топку истории тысячи человеческих жизней.

Не желая больше быть «материалом» в руках Системы, Насыйбулла отказывается получать «серпастый и молоткастый» документ и «запирает» себя в родной деревне. Это протест маленького человека против бездушия власти предержащих, его личная трактовка слова «свобода».

Надо отметить, что артист Рафил Сагдуллин и его напарник Илфат Аскаров, сыгравший роль молодого Насыйбуллу, смогли создать на сцене очень живой, меняющийся образ – от молодого парня до мудрого старика. Причем сложность пьесы заключалась в том, что полуночный разговор между журналистом и стариком и фрагменты биографии Насыйбуллы проходили чуть ли не параллельно на одной сцене. Но это лишь помогало ощущать течение времени. Пьеса богата понизительными эпизодами. Так, посиделка зэков с участием Большого татарина (артист Рафик Каюмов), Комарика (Руслан Ибрагимов) и Низама (Шамиль Шайхитдинов) – просто шедевр. Убедительным получился и образ врага Насыйбуллы – Тахауа (артист Равиль Гилязов), чьи доносы исковеркали судьбу главного героя. Он тоже навсегда «запер» себя в деревне, потому что не мог допустить, чтобы «враг народа» оказался вне его наблюдения.

В спектакле есть сцена, наполненная горькой иронией автора: Насыйбулла и Тахау на 9 Мая получают пакеты с продуктами и начинают хвастаться друг перед другом ими. «Враг народа», прошедший лагеря и Сталинград, и «строитель коммунизма», чьи пальцы посинели от написания доносов, получают одинаковые наборы – из чая, водки и конфет. У зрителей в этом месте комок к горлу подступает. Да, вот так мы относимся к ветеранам – дешево и обезличенно.

Эльвира МУХАМЕТДИНОВА

"Вечерние Челны", 28 апреля, 2010 года.

К списку