X Закрыть
20 ноября, в 19:00
Мелодрама. Автор: Зифа Кадырова
21 ноября, в 19:00
Комедия. Автор: Надежда Птушкина
22 ноября, в 19:00
Комедия. Автор: Айгөл Әхмәтгалиева
23 ноября, в 18:00
Комедия. Автор: Рэй Куни
24 ноября, в 18:00
Мелодрама. Автор: Рабит Батулла
26 ноября, в 19:00
Комедия. Автор: Туфан Миңнуллин
28 ноября, в 19:00
Драма. Автор: Зөлфәт Хәким
29 ноября, в 19:00
Комедия. Автор: Наил Гаетбаев
30 ноября, в 18:00
Драма. Автор: Ягъсуф Шафиков
Наши партнеры

Nchelny.city



Эксперимент



На все 360



Радио «Күңел»



Чаллы-ТВ



Челнинские известия



«Челны-Бройлер»



«Чаллы икмәге» ЯАҖ



Челны ЛТД



ЗАО «Автоградбанк»


МЕДИА
БУРЛАЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ, ИЛИ ТРИУМФ ТАТАРСКОГО ТЕАТРА

Свой 19-й сезон Набережночелнинский государственный татарский драмтеатр открыл премьерой спектакля «Бурлак» по пьесе Мансура Гилязова. Последнее репертуарное приобретение с полной уверенностью можно назвать удачей труппы. «Бурлак», на мой взгляд, воплотил в себя все талантливое и самобытное, что есть сегодня в нашем татарском театре.

Выступая перед журналистами, режиссер постановки Фаиль Ибрагимов признался: «Бурлак» оказался тяжелым спектаклем во всех смыслах этого слова. Режиссер вынашивал этот замысел целых 5 лет, после того же, как начались репетиции, весь груз этого материала почувствовали на себе и артисты. «Мы так физически уставали на репетициях, как будто разгружали вагоны», – сказал исполнитель главной роли артист Рафыйк Каюмов. Это напряжение ощутили на себе и зрители. Ведь когда начинают двигаться жернова души, легко никому не бывает...

В основе драматургической фабулы лежит спор между астраханским магнатом Демьяном Потаповичем (артист Инсаф Фахретдинов) и молодым казанским дельцом Габдуллой (артист Равиль Гилязов). Его спровоцировал 70-летний купчина, для которого жизнь – игра, а люди в нем – пешки: ими можно двигать как угодно, главное, чтобы игра получилась увлекательная. Габдулла, получивший образование в лучших университетах Европы, тоже не лишен азарта и деловой хватки. Желая получить место под кондитерскую фабрику в Астрахани, он заключает пари с астраханским миллионером на то, что бурлаки не смогут до зимы добраться до Казани и доставить туда нужный груз, а в случае проигрыша обещает построить театр в своем городе.

Бурлацкая артель, которой Демьян Потапович делает выгодное предложение (40 рублей на нос!), в шоке. Она уверена, что осенняя Волга не пропустит баржу. Но артельный шишкарь Гаяз (артист Рафыйк Каюмов) уговаривает остальных сделать это: и деньги нужны, и товар люди ждут, да и профессиональная гордость задета – кто-то из бурлаков несколько лет назад уже проходил этот путь. «Неужто нам не под силу?» – задается вопросом Гаяз. Однако все заканчивается трагично: когда, казалось бы, все тяготы дороги были преодолены и до Казани оставалось несколько верст, баржу заковывает во льдах. Бурлаки решаются разгрузить судно и вручную доставить товар до города. Но тут один из ящиков разваливается, и все видят, что он наполнен речными камнями... Гаяз, осознав, что он был лишь игрушкой в руках циничных спорщиков, не выдерживает и умирает от разрыва сердца.

Не только хороший сценический материал, но и игра артистов оставляет неизгладимое впечатление. Поражает игра Инсафа Фахретдинова (исполнителя роли Демьяна Потаповича) – он сумел донести до зрителей суть сложной, противоречивой натуры «хозяина жизни». Человеческой глыбой предстает Гаяз (Рафыйк Каюмов), который убежден, что он и его артельщики не просто тянут лямку, а выполняют некую миссию – обеспечивают людей самым необходимым. Вот почему известие о купеческом споре отнимает у него последние силы. Единственную женскую роль в спектакле бурлацкой жены Гайши сыграла Энже Шигапова. Ей удалось внести в характер своей героини массу оттенков: и горечь вечно скитающейся, забитой женщины, и жажду хотя бы скудного комфорта (которого нет и, вероятно, никогда не будет), и блаженство чувствовать себя любимой, и вечную материнскую тревогу за своих детей.

Нельзя не отметить и работу художника-декоратора Булата Ибрагимова, который посредством черного фона, натянутых канатов и дощатого квадрата смог придать спектаклю некий «надрывный» символизм. Вся эта мрачная обстановка то наполнялась болью и бессилием людей, замерзающих на полпути, то взрывалась блеском и остроумием бурлацкого веселья. Свою лепту в успех внес и балетмейстер Рустам Фатхуллин: без его «пластических включений», олицетворяющих некую бурлацкую мифологию, спектакль бы многое потерял. Ведь чем тяжелее жизнь, тем красивее легенды, которые ее сопровождают. Тянувшие на реке лямку верили, что души умерших бурлаков отправляются на сказочный остров, где им уготовано райское существование. И если мираж этого острова появляется над рекой и его видят бурлаки, то это означает, что кто-то из них уже отмучился. В день премьеры этот мираж видели все зрители. Невольно подумалось – не мы ли те бурлаки, которые по жизни тянут баржу с камнями?

Эльвира МУХАМЕТДИНОВА

«Вечерние Челны» 15 октября, 2008 года.

К списку